НОВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ ДУНАЙСКОГО ЗАПОВЕДНИКА

\\|// БАЙБАК \\|// Экологическая группа "Печенеги" (# 538 от 19.08.10)

10 августа 1998 года Указом Президента Украины на базе природного заповедника "Дунайские плавни" был создан Дунайский биосферный заповедник, - чуть больше недели назад он отметил свое 12-летие.
В этом году немногие из нас могут похвастаться какими-то серьезными победами. Тем приятнее рассказать, что у кого-то, в данном случае, у Дунайского заповедника, получается работать, - даже в сегодняшнее сложное время. Экологическая реконструкция острова Ермаков, восстановление Стенцовско-Жебрияновских плавней, победа в суде над чиновниками, которые по "непонятным" причинам мешали проведению восстановительных работ, - обо всем этом смотрите в двух интервью директора Дунайского биосферного заповедника А. Волошкевича.
Порадуемся за коллег!

С. Шапаренко, ЭкГ "Печенеги".
*

ПРАЗДНИК ЗАЩИТНИКОВ ПРИРОДЫ
В августе прошлого года Указом Президента Украины был установлен профессиональный праздник – День работника природно-заповедного дела, который впервые отмечается 7 июля.
Накануне этого профессионального праздника мы обратились к директору единственного в нашей области заповедника (Дунайского биосферного) А.Н. Волошкевичу с просьбой ответить на несколько вопросов.

КОРР.: Чем была вызвана необходимость введения дня работника природно-заповедного фонда?
А.Н. ВОЛОШКЕВИЧ: В природно-заповедный фонд входят не только заповедники, но и много других категорий охраняемых объектов – национальные парки, заказники, ботсады, дендропарки, региональные ландшафтные парки, заповедные урочища, памятники природы, парки-памятники садово-паркового искусства как общегосударственного, так и местного значения. На сегодня таких объектов почти семь тысяч, а точнее 6977, общая их площадь составляет уже 6,1 % от площади Украины, в них трудятся десятки тысяч работников. В развитых странах этот процент вдвое больше, и такие территории считаются экологическим каркасом государства. Согласно Закону о развитии экосети, планируется их увеличение и в Украине.

КОРР.: В советское время накануне профессиональных праздников было принято спрашивать - с какими достижениями коллектив встречает свой праздник…
А.Н. ВОЛОШКЕВИЧ: Можно было бы рассказывать о наших делах в самых различных вверенных нам областях – охране природы, науке, экологическом образовании, организации природопользования, но сейчас я хотел бы сосредоточиться на наиболее практических вопросах и сказать о реальном восстановлении территорий. Несколько недель назад "Дунайская заря" уже детально рассказывала об экологической реконструкции острова Ермаков площадью 2300 га. Постоянные читатели "Дунайской зари" помнят наши публикации о самых различных проблемах этого острова. Сейчас он возвращен природе, больше чем на 90% покрыт водой, там находятся большие скопления птиц, и уже произошел нерест рыбы. Обширные места, которые были засолонцованы и покрылись различной солончаковой растительностью, сейчас будут промыты и покроются плодородным дунайским илом. Это первый случай в Украине восстановления такого большого острова, и мы будем проводить тщательный мониторинг происходящего процесса.
Рядом с о. Ермаков находятся Стенцовско-Жебрияновские плавни, где тоже идут масштабные восстановительные работы и о проблемах которых "Дунайская заря", как Вы помните, тоже много писала.

КОРР.: На какой сейчас стадии находится расчистка проток в этих плавнях?
А.Н. ВОЛОШКЕВИЧ: Мы запланировали на первом этапе расчистку проток Мурза, Лаптыш и Чатал именно в Стенцовской части плавней (левее канала Дунай-Сасык), а потом их перенесение и в Жебрияновскую часть. Расчищено уже 27 км проток, и мы недавно со всеми подписантами нашего Меморандума (Всемирным фондом охраны природы - WWF, Килийской райгосадминистрацией, и ООО "Экофортпост") рассматривали результаты этих работ. Было очень приятно проехать моторными лодками все эти многокилометровые протоки, где раньше мы с большим трудом протискивались с помощью шеста на маленьких деревянных лодочках. Как и в случае с Ермаковым, поражает, как быстро восстанавливается природа – резко улучшился кислородный режим и соответственно формируется кормовая база рыб, протоки притягивают к себе многие виды птиц и различных млекопитающих, появились хорошие места для нагула и зимовки рыбы.
Ну и, наконец, третьим крупным объектом на территории заповедника, судьба которого также решается в сторону экологического восстановления, является многострадальный Сасык, вершина которого площадью 3400 га входит в состав ДБЗ. Это очень обширная проблемная тема со многими разными аспектами, и она заслуживает отдельной специальной статьи или интервью. Мы в последнее время о развитии событий на Сасыкском водохранилище не писали, хотя в размещенной в Вашей газете большой статье М.Е. Жмуда о перспективе судового хода через канал Дунай-Сасык, некоторая информация о дальнейшей судьбе Сасыка подавалась.

КОРР.: И все же, скажите, пожалуйста, кратко, на какой стадии сейчас находится решение этого вопроса?
А.Н. ВОЛОШКЕВИЧ: Напомню, что совместным распоряжением облгосадминистрации и облсовета в августе 2009 года было принято решение восстановить связь Сасыка с морем и сделать его опять морским лиманом. Назывались разные суммы этого чрезвычайно дорогостоящего мероприятия на уровне около 100 млн. гривен. Как доказывают гидрологи, простое восстановление когда-то существующей прорвы ничего не даст. Раньше прорвы существовали в низкой песчаной пересыпи и промывались в различных местах, отсюда и был даже термин "блуждающие прорвы". Сейчас на месте этой низкой пересыпи находится мощная дамба – 14 км. Если прорытый через нее канал закроется, что очень даже вероятно, то мы получим еще худшую ситуацию, когда Сасык станет и не пресным и не соленым. Тогда большинство пресноводных видов там уже не смогут жить, а большинство морских – еще не смогут.
Наиболее реальным выходом из ситуации, для обеспечения устойчивой связи Сасыка с морем, является перенос сюда порта Усть-Дунайск. Практика эксплуатации таких портов в лиманах показывает, что, не смотря на антропогенную нагрузку, ситуация в них гораздо лучше благодаря повышенному коэффициенту водообмена с морем. Различные переговоры с потенциальными инвесторами, в первую очередь российскими, по этому поводу происходили, есть соответствующие письма от Минэкономики Украины, разрабатывались технические условия проекта по подводу к устью канала Дунай-Сасык железной дороги со станции Главаны длиной 44 км. Месяц назад соответствующее поручение на рассмотрение этого вопроса пришло уже в ведомственный институт Минтранса – наш одесский Черноморниипроект. Мы будем оперативно информировать читателей "Дунайской зари" как развиваются события.
И, наконец, последнее. Нас очень радует, что эти три восстанавливаемые территории выходят на два румынских, соседних с Ермаковым, острова Бабина и Черновка, которые были раздамбованы и восстановлены уже более 10 лет назад. Для природы очень важно, что сформировался такой мощный экологический коридор, по которому могут мигрировать животные между огромным румынским заповедником "Дельта Дуная" площадью 600 тыс. га и нашими территориями.
Пользуясь случаем, разрешите поздравить всех сотрудников нашего заповедника как нынешних, так и бывших с первым профессиональным праздником, пожелать им счастья, здоровья, семейного благополучия и всяческих успехов в этом благородном и действительно святом деле.

От редакции. "Дунайская заря" от имени читателей сердечно поздравляет наших защитников природы с профессиональным праздником и желает новых успехов в деле сохранения окружающей среды для будущих поколений.

Газета "Дунайская заря", № 6, июль 2010 г. Постоянный адрес статьи: http://www.kiliya.info/blog/prazdnik_zashhitnikov_prirody/2010-07-06-2813
*

ДУНАЙСКИЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК: ПРАЗДНИК И БУДНИ
10 августа 1998 года Президент Украины издал Указ о создании Дунайского биосферного заповедника. В канун этой годовщины мы задали ряд вопросов директору ДБЗ, кандидату биологических наук А.Н. Волошкевичу.

КОРР.: 12 лет для природоохранной территории это много или мало?
А.В.: Всё, конечно, относительно. В том же 1998 году мы отмечали столетие Аскании-Нова, а много наших национальных парков в это году будут отмечать только свою первую годовщину. Необходимо учитывать, что самая ценная треть нашей территории – нынешняя заповедная зона получила охранный статус ещё в далёком 1967 году как филиал Черноморского заповедника, а с 1981 года это стал самостоятельный природный заповедник "Дунайские плавни". Так что, в целом, нас можно назвать ветеранами, а в эти последние 12 лет добавились территории, обязанности и соответственно проблемы.

КОРР.: Какую из них Вы бы назвали главной?
А.В.: Я думаю, это всё таки отсутствие целенаправленного государственного финансирования на содержание заповедника, в первую очередь на его охрану, и это касается не только нас. Мы регулярно получаем деньги на зарплату и небольшие коммунальные платежи. Обеспечение же службы охраны топливом и ремонт транспортных средств занимают у нас основную часть расходов. В отличие от других заповедников Украины, где инспектора охраны в основном живут с семьями прямо на кордонах, у нас на островах это невозможно, и применяется вахтовый метод. Отсюда и высокий расход топлива, кроме того, надо ещё охранять участок во время вахты, а лодочные двигатели берут бензина не мало. Есть соответствующее постановление Кабмина о перечне платных услуг, предоставляемых заповедниками, и деньги на всё это приходится зарабатывать самим. Получается, есть общегосударственные достояния с сертификатом ЮНЕСКО, а реально они охраняются в силу той или иной предприимчивости и инициативы их администраций.
Для сравнения отмечу что в румынской части заповедника администрация никакого финансирования от природопользователей не получает, но зато все затраты их резервата полностью обеспечиваются государством, что вызывает более спокойный и надёжный режим работы. Ведь помимо обеспечения охраны мы должны ещё заниматься наукой, экологическим образованием, обеспечением рационального природопользования, которое по целому ряду причин в этом году происходило в критических условиях.

КОРР.: Вы имеете в виду нынешний паводок?
А.В.: Не только его. Ещё в январе-феврале очень высокий уровень воды в Дунае не дал возможности заготовки тростника, не говоря уже о том, что его закупки в Украине в целом сократились. Сильно разбитые дороги, в сочетании со слишком преувеличенной информацией в центральных масс-медиа о нынешнем летнем паводке, привели к падению количества туристов. Лов дунайской сельди резко ограничили ещё 30 мая, а потом и запретили из-за неправильно установленных Комитетом рыбного хозяйства лимитов. При этом она прекрасно шла вверх по Дунаю в мае, июне, июле и, вероятно, мы имели бы рекордно высокий улов, на уровне 1976 года. Летний очень высокий и длинный паводок привёл к массовой гибели овощных и фруктовых культур, а сейчас всё ещё добивает и необыкновенная жара.

КОРР.: А как вся живность заповедника перенесла этот необычный паводок?
А.В.: Мы не заметили каких то значительных отрицательных явлений. У нас сохранялось много незатопленных участков, в первую очередь прирусловых гряд, и много убежищ животным. Необычный паводок очень хорошо промыл застоявшиеся плавневые участки и очень помог масштабным восстановительным работам на острове Ермаков и в Стенцовско-Жебрияновских плавнях, о которых вы уже публиковали материалы в "Дунайской заре" месяц назад. С тех пор мы провели на Ермаке учёт урожайности молоди рыб, особенно хорошо там отнерестились сазан, карась, лещ. Расчистка и углубление 27 км проток в Стенцовско-Жебрияновских плавнях тоже были крайне своевременны, потому что при нынешней жаре там уже давно был массовый замор рыбы. В прошлом месяце у нас наконец-то закончилась и судебная эпопея по этим работам в плавнях.

КОРР.: А в чём была её суть?
А.В.: Ещё в 2009 году, спустя несколько месяцев после начала работ, экологическая инспекция в Одесской области и межрайонная природоохранная прокуратура предъявили претензии, что имеющихся документов на проведение расчистки проток недостаточно. Если говорить очень кратко, то их главным аргументом было утверждение, что эти работы имеют повышенную экологическую опасность, и их оформление должно проходить по особой процедуре, которая, кстати, включает даже общественные слушания с предварительной информацией о них в газетах, сбором замечаний и т.д. Вы присутствовали на таких слушаниях в кинотеатре г. Вилково, когда обсуждался действительно масштабный общегосударственный проект по новому глубоководному судовому ходу Дунай - Чёрное море. Но расчистка естественных проток делалась по всей Украине массой рыболовецких организаций, и никогда не была источником повышенной экологической опасности. Экологическая инспекция даже рассчитала ущерб в 730 тыс. грн., но предъявила его, конечно, не нашей бюджетной организации, а исполнителю работ – ООО "Экофортпост" и передала дело в хозяйственный суд области. Уже после этого мы написали ходатайство, чтобы нас взяли третьей стороной, ведь это наша территория, и все документы готовились нами.
После проигрыша дела в суде первой инстанции истцы подали заявление в апелляционный, а потом ещё и в Высший хозяйственный суд, который также полностью признал нашу правоту. У нас было более десяти судебных заседаний, подготовка и участие в которых заняли очень много времени, усилий, затрат на командировки. Во время этих заседаний, глядя на многочисленную команду наших оппонентов, часто думалось – неужели благое дело по расчистке проток стало главной экологической проблемой нашей области или тут какие-то другие интересы? А после успешного завершения процесса уже другая мысль – когда мы доживём до того времени, чтобы контролирующие органы обязательно компенсировали материальный и моральный ущерб, хотя первые такие ростки на Украине уже стали появляться.
Например, очень легко посчитать ущерб от остановки сельдевой путины, и он будет исчисляться миллионами гривней. Такая история происходит уже второй раз и где гарантия, что она не произойдёт и в третий, ведь за первые два раза так никто и не ответил? Всем нам надо учиться защищать свои права самим и поменьше надеяться, что это за нас будут делать различные чиновники. Кстати, говоря о наших рыболовецких предприятиях, хочу подчеркнуть следующее. Во время последнего рейда нами были задержаны рыбаки с маломерными орудиями лова, причем, как выяснилось, руководство предприятий знало, чем ведётся лов. В нашем письме руководству рыболовецкой ассоциации и рыбинспекции мы подчёркивали, что если рыбаки или предприятия и несут какие то финансовые затраты, не предусмотренные законодательством, то их заложником не должна быть маломерная рыба на акватории заповедника, за которую мы отвечаем. Мы предупредили, что за эти грубые хищнические нарушения мы будем лишать пропусков как отдельных рыбаков, так и предприятия и, пользуясь случаем, я еще раз хочу об этом сказать.

КОРР.: И, наконец, последнее. Что Вы могли бы и как эколог, и как человек сказать об этой несусветной жаре, как её переносить и что надо делать?
А.В.: Как её чисто физиологически переносить - сейчас много говорят и пишут профессиональные врачи. Я лично воспринимаю и жару и два паводка этого года чисто философски, как глубоко закономерные явления – как мы относились к природе, так теперь и природа относится к человеку. Если леса вырубались до такой степени хищнически, что уровень дна целых речек поднялся на метры из-за смытого грунта, и лес уже не удерживает воду, то куда ей деваться? А распаханная пашня под урез воды и огромные одамбованные пойменные пространства? Самое грустное, что уже чередуются очень маловодные годы с рекордно многоводными, вспомним наши пересохшие ерики в 2004 году и аномальный паводок 2005 года, и это будет повторяться. О процессах глобальных климатических изменений, где многие учёные утверждают, что мы уже прошли "точку невозврата", что бы мы сейчас ни делали, я вообще молчу. К экологическим проблемам политики всегда относились по остаточному принципу, вот природа и напоминает о себе.
Возьмём нашу последнюю бурную президентскую компанию. Мы более менее чётко представляли себе: кто и что думает о статусе русского языка или вступлении в НАТО, а что мы знали об экологических программах, и были ли они вообще у многих претендентов? Различные вузы выпускают всё больше и больше экологов, но есть ли они среди людей, принимающих важные решения в органах власти? Да и посмотрите, как затаскали слово "экология", обозначающее саму науку. На центральных телеканалах иногда даже дикторы спокойно говорят, что в таком то районе очень плохая экология, но им ведь в голову не придёт сказать, что там плохая математика или физика. Я думаю, что мы должны внедрять известный природоохранный принцип "Думай глобально, а действуй локально". Первое, что можно абсолютно всем реально сделать, это посмотреть, как на будущих выборах 31 октября в программах всех претендентов отражено решение экологических проблем, и с учётом этого произвести свой выбор.

Газета "Дунайская заря", № 11, август 2010 г. Постоянный адрес статьи: http://www.kiliya.info/blog/dunajskij_biosfernyj_zapovednik_prazdnik_i_b...
*
____________________

КОНТАКТЫ:
Дунайский биосферный заповедник: дир. Александр Волошкевич;
тел.\ факс: (04843) 4-46-19 или 3-11-95; http://dunay.environment.ru/, reserve[at]it.odessa.ua

Подготовлено ЭкГ "Печенеги", членом Международного Социально-экологического Союза.

v:4501

Теги

Вход в систему

__________track masteringtrack mastering

_______Яндекс.Метрика